Процессуальный кодекс
Раздел I. Основные положения
Глава I. Принципы Процессуального кодекса
Статья 1. Цели Процессуального кодекса
ч. 1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений.
ч. 2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Статья 2. Законность при производстве по уголовным, административным, гражданским и иным делам
ч. 1. Суд, прокурор, сотрудники правоохранительных органов, а также другие лица, наделенные определенными правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Кодексом, не вправе применять закон, противоречащий настоящему Кодексу.
ч. 2. Суд, прокурор, сотрудники правоохранительных органов, а также другие лица, наделенные определенными правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Кодексом, установив в ходе производства по делу несоответствие закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимают решение в соответствии с настоящим Кодексом.
ч. 3. Определения суда, постановления судьи, следователя, прокурора должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
ч. 4. Суд, прокурор, следователь обязаны мотивировать свои доводы. Так официальные ответы об отказе в принятии жалоб, заявлений, ходатайств, обращений должны содержать причины отказа. Официальные ответы уведомительного характера о ходе производства также должны содержать мотивированную часть о дальнейшем ходе дела.
Статья 3. Уважение чести и достоинства личности
ч. 1. Запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь человека, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.
ч. 2. Никто не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Статья 4. Неприкосновенность жилища
ч. 1. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного акта.
ч. 2. Обыск жилища производится также при наличии судебного решения, судебного ордера, ордера Генерального Прокурора и его Заместителей. В исключительных случаях, когда обыск жилища не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании решения сотрудника правоохранительных органов без ордера Генерального Прокурора, решения суда или судебного ордера. В этом случае сотрудники правоохранительных органов не позднее 1 часа с момента начала производства следственного действия уведомляет прокурора о производстве следственного действия.
ч. 3. Выдача ордеров на обыск нежилого помещения, является исключительной компетенцией суда, генерального прокурора, заместителя генерального прокурора. Обыск нежилого помещения и находящегося в нем имущества может быть произведен на основании ордера.
Статья 5. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
ч. 1. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного акта.
Статья 6. Презумпция невиновности
ч. 1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении правонарушения не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом.
ч. 2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
ч. 3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
ч. 4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Примечание: автоматически выданная запись в боло-розыске в полном объеме доказывает вину разыскиваемого. В данном случае обвиняемому необходимо будет доказать свою невиновность.
Статья 7. Свобода оценки доказательств
ч. 1. Судья, присяжные заседатели, прокурор, а также государственные служащие оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
ч. 2. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Исключение: автоматически выданная запись в боло-розыске.
Статья 8. Охрана прав и свобод человека и гражданина
ч. 1. Суд, прокурор, государственные служащие обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также другим участникам расследования или судопроизводства, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
ч. 2. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам расследования или судопроизводства, а также их близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, правоохранительные органы принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц все меры безопасности которые возможно.
ч. 3. Суд, прокурор, государственные служащие обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы человека.
ч. 4. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении правонарушения, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
ч. 5. Органы государственной власти, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом
Статья 9. Право на обжалование процессуальных действий и решений
ч. 1. Действия (бездействие) и решения суда, прокурора могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством.
ч. 2. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом.
ч. 3. Гражданин вправе обжаловать действия государственного служащего подав жалобу на сотрудника руководителю соответствующего ведомства. Руководитель вправе взыскать дисциплинарную, административную и уголовную ответственность со своего сотрудника и отменить решения вынесенные таким сотрудником.
ч. 4. Гражданин вправе обратиться с жалобой на государственного служащего в Офис Генерального прокурора, после чего инициируется прокурорская проверка в отношении сотрудника.
ч. 5. Гражданам дается 72 часа с момента задержания или вынесения наказания для обжалования действий государственного служащего, после чего решения вынесенные сотрудником правоохранительных органов вступают в законную силу.
Статья 10. Неприкосновенность личности.
ч. 1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении правонарушения, арестован или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.
Раздел II. Доказательства и доказывание
Глава II. Доказательства
Статья 11. Доказательства
ч. 1. Доказательствами по делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
ч. 2 В качестве доказательств допускаются:
а) показания подозреваемого, обвиняемого;
б) показания потерпевшего, свидетеля;
в) заключение и показания эксперта или специалиста;
г) вещественные доказательства;
д) протоколы следственных и судебных действий;
е) иные документы;
ж) автоматически выданная запись в боло-розыске.
Статья 12. Недопустимые доказательства
ч. 1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств.
ч. 2. К недопустимым доказательствам относятся:
а) любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, даже если есть звуко или видеозапись где обвиняемый дает показания против себя.
б) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
в) улики добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих нормативно-правовых актов (изъятие орудия без ордера на обыск личного транспорта, изъятие незаконных вещей у лица с неприкосновенностью без судебного решения или ордера Генерального Прокурора о снятии неприкосновенности и т.д.)
Статья 13. Доказывание
ч. 1. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления всех обстоятельств по делу.
Статья 13.1 Обстоятельства, подлежащие доказыванию
ч. 1. В рамках расследования подлежат доказыванию:
а) событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения);
б) виновность лица в совершении правонарушения, форма его вины и мотивы;
в) характер и размер вреда, причиненного правонарушением;
г) обстоятельства, исключающие противоправность и наказуемость деяния;
д) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
е) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от ответственности и наказания;
ч. 2 Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения.
Статья 14. Правила оценки доказательств
ч. 1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела.
Раздел III. Меры процессуального принуждения
Глава III. Процесс задержания
Статья 15. Задержание
ч. 1. Задержание - это мера кратковременного (на срок до 1 часа) лишения человека права на свободу, осуществляемая сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками специальных подразделений Национальной Гвардии, предусмотренных Законом “О Национальной Гвардии штата Сан-Андреас”, на основании ст. 16 настоящего Кодекса. Задержание не считается мерой наказания, оно носит исключительно внесудебный характер и в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позволяет сотрудникам правоохранительных органов собрать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или невозможности применения к лицу какой-либо ответственности.
Статья 16. Задержание подозреваемого
ч. 1. Лицо может быть задержано по подозрению в совершении правонарушения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или иных санкций, предусмотренных законом.
ч. 2. Лицо может быть задержано при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) Когда лицо застигнуто в момент совершения правонарушения или непосредственно после его совершения, государственным служащим;
б) Когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы правонарушения;
в) Когда 3 и более свидетелей указывают на данное лицо как на совершившее правонарушения;*
г) Когда есть фото или видео фиксация совершенного правонарушения этим лицом;
д) Если имеется ордер, изданный в установленном законом порядке, указывающий на необходимость задержания этого лица;
е) В соответствии с отданным Губернатором, генеральным прокурором или его заместителями требованием;
ж) Когда имеется ориентировка на транспортное средство или данное лицо;
Примечание: Свидетелями не могут быть родственники, знакомые, коллеги и другие заинтересованные лица;
з) Если лицо находится в боло-розыске.
ч. 3. Если лицо намеренно отказывается предъявлять документы; отказывается снять предмет, который скрывает его личность, то по отношению к данному лицу должна быть инициирована процедура установки личности, порядок которой описан ниже.
а) Надеть наручники на задержанного
б) Разъяснить задержанному основания для установления личности
в) Предпринять все законные меры для оперативного установления личности задержанного, включая обращение к базам данных, а так же досмотреть документы задержанного.
г) Сверить лицо задержанного с фотороботом.
д) Провести личный обыск задержанного, в случае обнаружения нелегальных предметов - провести процесс задержания регламентированный статьей 17 настоящего Кодекса.
Статья 17. Порядок задержания правомочным лицом.
ч. 1. Задержание лица при ведении следствия производится в следующей последовательности:
а) Надеть наручники на подозреваемого;
б) Предъявить свой документ удостоверяющий служебное положение, нашивку, жетон, служебный бейджик или иной идентификационный знак, подтверждающий принадлежность к органам государственной власти;
в) На усмотрение сотрудника, проводящего задержание, провести первичный обыск;
г) Разъяснить основания задержания и зачитать правило Миранды для ознакомления задержанного со своими правами согласно ч. 3 ст. 17, ст. 22 настоящего Кодекса;
д) Провести идентификацию личности задержанного, проверку на предмет наличия его данных в базе федерального розыска и проверку на принадлежность задержанного к государственным органам;
е) Доставить подозреваемого в полицейский участок, департамент шерифа, штаб-квартиру FIB или иное место следствия при необходимости (для проведения допроса, экспертизы и пр.);
ж) Реализовать права задержанного. В случае, если задержанный является государственным служащим, сотрудником Weazel News, уведомить уполномоченные органы о задержании согласно ст. 19 настоящего Кодекса; При необходимости посмотреть видеофиксацию задержанного, опровергающую законность выданного в автоматическом режиме боло-розыска, согласно обязанностям и нормам настоящего Кодекса;
з) Произвести следственные действия (допрос, экспертиза и т.д.), если есть необходимость;
и) Доставить задержанного в полицейский участок, департамент шерифа, штаб-квартиру FIB;
ч. 2. Задержание лица на основании ордеров производится в следующей последовательности:
а) Надеть наручники на подозреваемого;
б) Предъявить свой документ удостоверяющий служебное положение, нашивку, жетон, служебный бейджик или иной идентификационный знак, подтверждающий принадлежность к органам государственной власти;
в) На усмотрение сотрудника, проводящего задержание, провести первичный обыск;
г) Разъяснить основания задержания и зачитать правило Миранды для ознакомления задержанного со своими правами согласно ч. 3 ст. 17, ст. 22 настоящего Кодекса;
д) Разъяснить задержанному номер и название документа, являющегося основанием для задержания;
е) Доставить подозреваемого в полицейский участок, департамент шерифа или штаб-квартиру FIB;
ж) Провести идентификацию личности задержанного и проверку на принадлежность задержанного к государственным органам;
з)В случае, если задержанный является государственным служащим, сотрудником Weazel News или частным адвокатом с действительной лицензией частного адвоката, опубликованной на официальном интернет-портале штата, согласно ст. 19 вызвать его руководство, которое обязуется по первому требованию сотрудника, производящего задержание, прекратить с ним трудовые отношения.
ч. 3. Правило Миранды: "Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против Вас в суде. Вы имеете право на один телефонный звонок. Также Вы имеете право на адвоката. Если вам необходим адвокат, он будет для Вас запрошен. Вы понимаете свои права?"
ч. 4. В случае, если задерживаемый требует адвоката, сотрудник обязан предоставить ему возможность самостоятельно воспользоваться телефоном для вызова государственного адвоката — через приложение «Адвокаты» или раздел «Контакты».
Если в течение 3 минут с момента обращения не последовало ответа от адвоката — процедура задержания продолжается, и право на адвоката считается реализованным.
Примечание: В случае, если в Департамент поступил ответ от Правительства об отсутствии свободных адвокатов или невозможности прибытия представителя адвокатуры, процессуальные действия продолжаются. В случае отклика адвоката на обращение задержанного, процессуальный час приостанавливается до его прибытия. Если адвокат не прибыл в течение 10 минут, процедура задержания продолжается, и право на адвоката считается реализованным.
ч. 5. Сотрудник обязан предоставить телефонный звонок длительностью не более 3-х минут, при этом сам сотрудник либо его напарник, обязан находится с человеком в непосредственной близости, дабы проконтролировать ход телефонного разговора и не допустить нежелательных последствий.
Примечание: Первичный обыск производится с целью идентификации колющих, режущих орудий, огнестрельного оружия, наркотических веществ, взрывчатых элементов. Первичный обыск позволяет изымать огнестрельное оружие, колющие, режущие орудия, наркотические вещества, взрывчатые элементы, если это может представлять опасность для сотрудников или окружающих. При необходимости разрешается смотреть документы задержанного.
Примечание: Телефонный звонок, предоставляемый задержанному в соответствии с положениями части 5 настоящей статьи, предназначен исключительно для связи с его частным адвокатом, с которым задержанный заключил действительный устный договор в приложении на оказание юридических услуг. Предоставление телефонного звонка для иных целей или звонок лицам, не обладающим статусом адвоката, не допускается. В случае если задержанный заявляет о необходимости связаться с адвокатом, сотрудник обязан дать задержанному возможность реализовать данное право, путем предоставления возможности воспользоваться телефоном для вызова Адвоката через приложение "Адвокаты". Запрос задержанного на использование телефонного звонка для иных целей, неописанных в данном примечании, является основанием для отказа в предоставлении телефонного звонка.
Примечание: Правило Миранды зачитывается задержанному дважды, притом только в случае, если в первый раз он не понял своих прав. После зачитывания правила Миранды во второй раз задержанный должен быть уведомлен о том, что правило зачитываться более не будет.
Примечание: В пунктах а) и б) ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, на усмотрение сотрудника, проводящего задержание, разрешено изменение последовательности.
Примечание: В пунктах в) и г) ч. 1 и пунктах в), г) и д) ч. 2 настоящей статьи, на усмотрение сотрудника, проводящего задержание, разрешено изменение последовательности.
Статья 18. Субъекты задержания
ч. 1. В процессе задержания участвуют:
а) Сотрудник либо сотрудники правоохранительных органов при исполнении, которые осуществляют задержание и/или проявляют содействие задержанию при одобрении инициатора задержания;
б) Задержанный, в отношении которого проводится задержание;
в) Один прокурор - согласно принятому вызову или по собственной инициативе;
г) Один адвокат - в случае необходимости оказания юридической помощи. Адвокат имеет право, на правах субъекта задержания, задать задержанному краткий вопрос о наличии такой необходимости;
д) Руководство задержанного сотрудника государственных органов в соответствии со ст. 19 настоящего Кодекса;
е) До двух сотрудников USSS и/или FIB, если один из субъектов задержания обладает статусом неприкосновенности;
ж) Один сотрудник IB для проведения надзора;
з) Сотрудники следующих отделов: Detective Bureau (Los Santos Police Department, Los Santos County Sheriff Department) и Criminal Investigation Department (Federal Investigation Bureau), с согласия упомянутых в пункте а) лиц, имеют право провести допрос задержанному. Указанные сотрудники могут, на правах субъекта задержания, запросить информацию о статьях, по которым было задержано лицо, и получить разрешение на проведение допроса-передачи задержания от упомянутых в пункте а лиц. В случае отказа сотрудники обязаны покинуть место проведения процессуальных действий.
и) Один представитель руководства сотрудника либо сотрудников правоохранительных органов при исполнении, которые осуществляют задержание. В положении настоящего пункта в качестве представителя руководства понимается руководитель организации, в которой трудоустроен сотрудник инициирующий процесс задержания, а так же его заместители.
ч. 2. Присутствие иных лиц в процессе задержания не допускается. Государственные служащие вправе потребовать посторонних граждан отойти от места задержания на 5 метров, а также покинуть помещение, в случае если задержание проводиться в закрытом помещении.
ч. 3. В случае проведения государственным служащим задержания в закрытом помещении (комнате), именно то лицо которое изначально начало задержание в вышеуказанной комнате/помещении - имеет право распоряжаться ей до конца своего процесса задержания.
Примечание: в процессе задержания могут участвовать лишь один адвокат и(или) прокурор.
Примечание: не допускается замена субъектов задержания, указанных в пункте (В) настоящей статьи, за исключением случаев, когда ввиду особых обстоятельств не является возможным продолжение их деятельности.
Статья 19. Уведомление о задержании
ч. 1. В случае если известно, что задержанный является государственным служащим, сотрудником Weazel News или частным адвокатом с действительной лицензией частного адвоката, опубликованной на официальном интернет-портале штата, сотрудник, проводивший задержание, обязан вызвать руководство задержанного (в случае с частным адвокатом Главу Коллегии Адвокатов или его заместителей) и сотрудника Офиса Генерального прокурора Штата Сан-Андреас. На время ожидания ответа указанных лиц, время задержания замораживается, но не более, чем на 15 минут. В случае ответа прокурора, время задержания замораживается до его приезда.
Примечание 1: в случае невозможности прибытия сотрудника Офиса Генерального прокурора, задержанный государственный служащий или сотрудником Weazel News, подлежит освобождению, а сотрудники обязаны обратиться в Офис Генерального прокурора в отношении задержанного лица в течении часа.
Примечание 2: в случае невозможности прибытия руководителя задержанного, прокурор или лицо, производящее задержание, обязано в кратчайшее сроки уведомить руководство задержанного о задержании подчинённого. В случае подтверждения вины подчинённого, руководство по первому требованию обязуется прекратить с ним трудовые отношения.
Примечание 3: признание факта принадлежности задержанного к государственным органам может быть только путем идентификация его отношения к государственным органам через наличие бейджика, удостоверения, иного идентификационного знака, подтверждающего принадлежность к государственным органам, или подтверждения его личности через базу данных штата Сан-Андреас.
Примечание 4: В случае, если у сотрудника, который проводит задержание нет доступа к рации департамента, он обязан запросить начальство, используя служебную рацию, и дождаться подтверждения запроса от сотрудников, имеющих доступ к рации департамента. На время ожидания ответа от сотрудников время ожидания продлевается.
ч. 2. По приезде руководства задержанного и сотрудника Офиса Генерального прокурора Штата Сан-Андреас, сотрудником, осуществившим задержание, должны быть представлены доказательства совершения правонарушения задержанным сотруднику Офиса Генерального прокурора и руководству задержанного. Сотрудник Офиса Генерального прокурора дает оценку правомерности задержания, устанавливает наличие противоправного деяния в действии (или противоправного бездействия) задержанного, а также избирает меру наказания по отношению к действиям задержанного. В случае, если сотрудник Офиса Генерального прокурора не признает наличия противоправного деяния в действии (или противоправного бездействии) задержанного или не согласен с решением сотрудника, осуществляющего задержание, задержанный сотрудник подлежит освобождению. Сотрудник, проводивший задержание, имеет право подать обращение в Офис Генерального прокурора.
ч. 3. В случае, если сотрудник Офиса Генерального прокурора признает наличие преступного деяния в действии (или преступном бездействии) задержанного и если в качестве наказания определено лишение свободы, руководство задержанного обязано прекратить с задержанным трудовые отношения. В случае назначения наказания в виде штрафа, прекращение трудовых отношений с задержанным не является обязательным, и решение об увольнении остается на усмотрение работодателя или сотрудника ОГП.
Статья 20. Основания освобождения подозреваемого
ч. 1. Подозреваемый подлежит освобождению по решению сотрудника проводившего задержание, допрос и(или) иного уполномоченного в соответствии с настоящим Кодексом лица, если:
а) не подтвердилось подозрение в совершении правонарушения;
б) за нарушение не предусмотрено меры наказания в виде лишения свободы;
в) задержание было произведено с нарушением ч. 2 ст. 16 настоящего Кодекса;
г) прошло больше 1 часа с момента задержания и не была избрана мера наказания.
д) подозреваемый обладает статусом неприкосновенности.
Исключение: пункту д) - за исключением случаев, когда незаконные действия несут непосредственную угрозу жизни и здоровья окружающим людям.
ч. 2. Течение срока, указанного в п. "г" приостанавливается в случаях:
а) проведения допроса и экспертизы;
б) вызова и разбирательства с адвокатом;
в) вызова и разбирательства с Офисом Генерального прокурора и/или руководством задержанного в случае, если задержанный является сотрудником государственного органа, сотрудником Weazel News или частным адвокатом;
г) при обыске имущества задержанного;
д) при просмотре видеофиксации от задержанного, в случае если лицо было задержано на основании пункта 3 ч.2 ст. 16 настоящего кодекса. Течение срока на просмотр таковой записи приостанавливается максимум на 10 минут.
Статья 21. Порядок исполнения штрафных санкций.
ч. 1. В случае назначения административного или уголовного штрафа, лицо обязано произвести его оплату в порядке, установленном законодательством штата.
ч. 2. В случае если у лица, в отношении которого вынесено решение о мере наказания в виде штрафа, отсутствует при себе достаточная сумма денежных средств, сотрудник, вынесший решение о мере наказания в виде штрафа, обязан:
а) сопроводить гражданина к ближайшему банкомату или банковскому отделению для снятия наличных средств с личного счета для оплаты штрафа;
б) удостовериться, что гражданин произвел оплату штрафа и зафиксировать факт оплаты в установленном порядке.
Статья 22. Права задерживаемого
ч. 1. У подозреваемого имеются следующие права:
а) Подозреваемый имеет право на один телефонный звонок в присутствии сотрудника до начала процесса ареста, сотрудник обязан предоставить телефонный звонок задержанному по его запросу. Длительность звонка не должна превышать 3-х минут;
б) Подозреваемый имеет право на адвоката;
в) Подозреваемый имеет право сохранять молчание;
г) Подозреваемый имеет право возбуждать ходатайства, а также заявлять отводы;
д) Подозреваемый вправе требовать конфиденциальной встречи с адвокатом, длительность которой не превышает 10 минут
Статья 23. Обязанности государственного служащего выполняющего задержание
ч. 1. Государственный служащий, выполняющий задержание обязан:
а) Вести видеозапись задержания;
б) Разъяснить адвокату, прокурору причины задержания;
в) Разъяснить адвокату и, в случае, предусмотренном ст. 19 настоящего Кодекса, руководству причины задержания, а также по требованию - предоставить доказательства совершенного правоанарушения;
г) В случае задержания лица по автоматически созданной записи в боло-розыске, сотрудник обязан приобщить к делу доказательства задержанного, если последний заявляет о наличии материалов, которые, по его утверждению, подтверждают невиновность в совершении преступления, зафиксированного в базе.
Исключение: В случаях, если видеофиксация хранится на удаленных серверах и в связи с этим нет возможности ее незамедлительного предоставления, процесс предоставления видеофиксации может занимать до 1 часа.
ГЛАВА IV. Процесс административного ареста
Статья 24. Административный арест
ч. 1. Административный арест – это разновидность административного наказания заключающаяся в содержании лица, совершившего административное правонарушение, которое предусматривает лишение свободы не более 20 суток (( 20 минут )), в условиях изоляции от общества. Административному аресту подвергаются лица, совершившие правонарушения, предусмотренные Административным кодексом, если в качестве меры наказания избрано ограничение свободы.
Статья 25. Порядок административного ареста
[/FONT][/JUSTIFY]
ч. 1. Если в ходе следственных действий будет доказана вина задержанного, то сотрудником правоохранительных органов после задержания должен быть произведен арест лица в следующей последовательности:
а) Совершить вторичный обыск;
б) Изъять все нелегальные предметы у гражданина, подвергнутого аресту;
в) Установить соответствующий уровень боло-розыска в соотношении 10 суток к 1 уровню;
г) Разъяснить задержанному причину ареста;
д) Поместить его в КПЗ на срок, установленный кодексом об административных правонарушениях
ч. 2. Сотрудники правоохранительных органов, находящиеся под прикрытием (оперативное внедрение), после задержания подозреваемого, обязаны передать его уполномоченным лицам.
Глава V. Процесс ареста
Статья 26. Арест
ч. 1. Арест – это разновидность уголовного наказания, при котором лицо лишается права на свободу на срок от 1 года. Аресту подвергаются лица, совершившие преступление, предусмотренное особенной частью Уголовного Кодекса - статьями региональной, федеральной, финансовой или военной юрисдикции.
ч. 2. В случае, если гражданину вменяется несколько преступлений, наказание в виде лишения свободы избирается из наиболее тяжкой санкции. Полное или частичное сложение наказания возможно только на основании приговора суда.
Статья 27. Порядок ареста
ч. 1. Порядок ареста проводится строго в следующем порядке:
а) Совершить вторичный обыск;
б) Изъять все нелегальные предметы у гражданина, подвергнутого аресту;
в) Установить соответствующий уровень боло-розыска в соотношении 1 год к 1 уровню;
г) Разъяснить задержанному причину ареста;
д) Поместить его в КПЗ на срок, установленный уголовным кодексом
ч. 2. Сотрудники правоохранительных органов, находящиеся под прикрытием (оперативное внедрение), после задержания подозреваемого, обязаны передать его уполномоченным лицам.
Глава VI. Обыск
Статья 29. Личный обыск и личный досмотр
ч. 1. Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску только во время задержания и (или) ареста, либо в случае, если у уполномоченного лица имеется подозрение о наличии у гражданина запрещенных предметов, веществ, опасных для окружающих при нахождении на территории государственного органа.
ч. 2. Граждане могут быть подвергнуты личному досмотру при пересечении границы (контрольно-пропускных пунктов) мест дислокации войск национальной гвардии.
ч. 3. Граждане могут быть подвергнуты личному досмотру по требованию сотрудников Секретной Службы при посещении здания Капитолия и зала Суда г.Лос-Сантос, а также в случае нахождения в непосредственной близости к охраняемому сотрудниками Секретной Службы лицу.
Примечание: Сотрудники Секретной Службы не вправе требовать у государственных служащих при исполнении ими должностных обязанностей, а также неприкосновенных лиц прохождения личного досмотра при посещении здания здания Капитолия и зала Суда г.Лос-Сантос.
ч. 4. Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску сотрудниками правоохранительных и военных органов в случае, если он находится в боло-розыске.
ч. 5. Требования прохождения личного досмотра в иных случаях, чем предусмотрены настоящей статьёй, являются незаконными.
ч. 6. Вторичный обыск - это урегулированное уголовно-процессуальным правом, обеспеченное государственным принуждением действие, заключающееся в непосредственном обследовании тела обыскиваемого, в том числе находящейся на нем одежды и при нем — ручной поклажи в целях нахождения и изъятия предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также свидетельств их принадлежности конкретному лицу. В процессе ареста при вторичном обыске должны быть изъяты все нелегальные предметы, найденные в ходе вторичного обыска у задержанного, а также колющие, режущие предметы, огнестрельное оружие, спец. средства, боеприпасы, независимо от законности хранения данных предметов.
Исключение: не допускается изъятие у задержанного дефибриллятора и эпинефрина без государственного серийного номера, если у задержанного на момент ареста имеется действующая лицензия парамедика.
ч. 7. Если служебная собака среагировала на гражданина, указав на возможное наличие при нём запрещённых веществ или предметов (в том числе посредством поведенческой реакции на запах), это является самостоятельным законным основанием для проведения личного обыска.
Статья 30. Обыск и осмотр транспортного средства
ч. 1. Обыск транспортного средства может производится при наличии ордера Car Search (CS):
а) В случае выявления нарушения УК СА подозреваемым;
ч. 2. Осмотр транспортного средства — это визуальное обследование автомобиля или перевозимого груза.
ч. 2.1. Осмотр транспортного средства производится при наличии следующих оснований:
а) когда имеется ориентировка, иная информация об использовании транспорта или груза в противоправных целях, в том числе, если в транспортном средстве находятся без разрешения предметы или вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, предметы правонарушения.
ч. 2.2. Для реализации мер, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, сотрудники правоохранительных органов вправе осуществлять вскрытие ТС, в том числе проникновение в него, требовать предоставления беспрепятственного доступа к обследованию автомобиля и перевозимого груза.
Глава VII. Иные меры процессуального принуждения
Статья 31. Основания применения иных мер процессуального принуждения
ч. 1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка судопроизводства, надлежащего исполнения приговора прокурор или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:
а) обязательство о явке;
б) привод;
в) временное отстранение от должности;
ч. 2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения:
а) обязательство о явке;
б) привод;
в) денежное взыскание.
Раздел IV. Иные положения
Глава VIII. Фото и видео фиксация
Статья 32. Осуществление фиксации
ч. 1. Государственный служащий или его напарник обязаны вести видеофиксацию во время пресечения правонарушения со стороны гражданских и (или) государственных служащих в любой форме, а также во время проведения процессуальных действий с зафиксированным фактом правонарушения.
Исключение: Во время реализации права задержанного на адвоката для представления доказательств правонарушения гражданина, сотрудник вправе приостановить запись на это время. Также сотрудник вправе приостановить запись на момент разбирательства с Офисом генерального прокурора и (или) руководством задержанного в случае, если задержанный является государственным служащим.
ч. 2. Сотрудник Офиса Генерального Прокурора обязан вести видеофиксацию во время рассмотрения дела в рамках задержания государственного служащего.
Статья 33. Сроки хранения фиксации
ч. 1. Государственный служащий обязан хранить видеофиксацию на защищенных серверах государственного органа, в котором он проходит службу, или SD-карте на протяжении 72 часов с момента записи.
ч. 2. Если в отношении государственного служащего подано исковое заявление и (или) обращение в Офис Генерального прокурора, то такой сотрудник не имеет право удалять какие-либо записи или иные доказательства по делу, на время доследственной проверки, расследования.
Комментарий: сотрудник Офиса Генерального прокурора после принятия обращения в производство и(или) возбуждения уголовного дела, в соответствии с законодательством обязан уведомить сотрудника, в отношении которого было подано обращение в Офис Генерального прокурора, и(или) возбуждено уголовное дело любыми законными средствами. Секретариат судейского корпуса обязан уведомить сотрудника, в отношении которого было подано исковое заявление.
Глава IX. Выпуск граждан под залог
Статья 34. Выпуск под залог
ч. 1. Граждане имеют право выйти под залог, сумма которого регулируется сотрудниками правоохранительных органов, но не менее 25.000$.
ч. 2. За каждый уровень розыска стоимость выхода под залог увеличивается на 25.000$ ((+25.000$ за каждую ★))
Глава X. Подследственность и Компетенция
Статья 35. Компетенция
Компетенция — это установленный законом, нормативным актом или внутренним регламентом объём прав, обязанностей и полномочий, предоставленных конкретному органу, должностному лицу или организации в рамках определённых правоотношений.
ч. 1 Компетенция определяет:
ч. 2 Процессуальные действия, совершаемые органами или должностными лицами вне их установленной компетенции, запрещаются.
Исключение: Одобрен запрос на предоставление компетенции от уполномоченного органа и уполномоченного лица на проведение предварительное следствия, следствия и иных процессуальных действий.
ч.3 Получение доступа к полномочиям, выходящим за пределы установленной компетенции:
ч. 4 Сотрудники ведомств, не обладающих установленной компетенцией по конкретным статьям, обязаны направить запрос на проведение процессуальных действий в уполномоченный орган либо уполномоченному должностному лицу, обладающему правом делегирования компетенции.
ч. 5 Такой запрос может быть направлен до начала предварительного следствия, следствия и иных процессуальных действий или в процессе их осуществления, при условии обязательного уведомления и последующего получения разрешения в установленном порядке.
Примечание: отсутствие предварительного либо последующего разрешения исключает возможность проведения процессуальных действий по статье, находящейся вне компетенции запрашивающего ведомства. Такие действия являются недопустимыми.
Статья 36. Компетенция ведомств
ч. 1. Предварительное следствие, следствие и иные процессуальные действия органов исполнительной власти осуществляются в зависимости от категории статьи, установленной уголовным кодексом, и разделяются по ведомственной компетенции:
[Региональная] — осуществляется региональными правоохранительными органами штата Сан-Андреас при расследовании преступлений, не затрагивающих интересы федерального уровня.
[Федеральная] — осуществляется Федеральным Расследовательским Бюро и Секретной Службой США по делам, отнесённым к юрисдикции федеральных органов.
[Финансовая] — осуществляется Секретной Службой США по делам, связанным с финансовыми преступлениями, нарушениями в банковской сфере, подделкой валюты и операциями, представляющими угрозу финансовой стабильности штата.
[Военная] — осуществляется Национальной Гвардией штата Сан-Андреас по делам, связанным с военнослужащими, военными объектами либо в пределах территории военного значения.
Примечание: В случае наличия смешанной компетенции, сотрудники соответствующих ведомств вправе осуществлять совместное предварительное следствие, следствие и иные процессуальные действия в пределах предоставленных полномочий.
Исключение: сотрудники Национальной Гвардии обладают исключительной компетенцией по следующим статьям Уголовного кодекса на территории Форта Занкудо и острова Кайо-Перико: 17.1, 17.2, 12.7, 17.6, 15.1, 15.1.1, 15.6, 15.7, 13.1, 13.2 статьям Уголовного Кодекса.
Исключение: Секретная Служба Соединённых Штатов Америки обладает исключительным правом доступа к компетенции любого ведомства.
Исключение: При отсутствии лица на должности действующего Директора Федерального Расследовательского Бюро, сотрудники региональных правоохранительных органов вправе самостоятельно осуществлять предварительное следствие, следствие и процессуальные действия по статье 7.1 Уголовного Кодекс без необходимости получения разрешения от федеральных органов.
Глава XI. Утратила силу
Глава XII. Стадии применения силы
Статья 37. Стадии применения силы
ч. 1. Стадии применения силы - стандарты, классифицирующие допустимый уровень применения силы в отношении нарушителей законодательства штата SA, со стороны государственного служащего.
Примечание: Каждый государственный служащий обязан опираться на стадии применения силы и на процессуальный кодекс при прямом взаимодействии с лицом. Каждый сотрудник, применяющий определённую стадию силы должен отдавать отчётность своим действиям, а также быть готовым к тому, что ненадлежащее исполнение своих обязанностей приведёт к уголовной ответственности. Все стадии применения силы должны соблюдаться в строгом иерархическом порядке от первой до пятой.
Исключение: В случае когда государственный служащий стал свидетелем правонарушения, сотруднику разрешается игнорировать первую, вторую и третью стадии применения силы и перейти сразу к четвертой; если сотрудникам гос. структур или гражданским лицам угрожает опасность, большое скопление вооруженных людей, в таком случае можно предпринять пятую стадию без предшествующих стадий.
ч. 2. Законодательство предусматривает пять стадий применения силы:
а) Первая стадия - Присутствие;
б) Вторая стадия - Приказ;
в) Третья стадия - Применение физической силы;
г) Четвертая стадия - Применение специальных средств;
д) Пятая стадия - Применение огнестрельного оружия.
Примечание: Присутствие государственного служащего при исполнении своих служебных обязанностей. В некоторых ситуациях, одного присутствия будет достаточно для выполнения законных требований и прекращения мелких правонарушений. В зависимости от обстановки и количества лиц в определенном месте, этот уровень применения силы может потребовать присутствия нескольких государственных служащих для полного контроля ситуации. В некоторых ситуациях расстегивание сотрудником силовой структуры кобуры и даже извлечение им оружия или спецсредств подпадают под этот уровень применения силы. При стадии присутствия, а также при последующих стадиях, сотрудник должен иметь идентификационные знаки и предъявлять их при первом гласном обращении к лицу и если его идентификация помогает делу в котором он несёт непосредственное участие. Если первой стадии недостаточно, опираясь на ситуацию, сотрудник может применять вторую стадию.
Примечание: Требования либо распоряжения, исходящие от государственных служащих, должны быть исполнимыми и законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, требования государственных служащих должны иметь в качестве цели - охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Государственный служащий имеет право дополнять свои распоряжения предупреждениями о последствиях за неисполнение законных требований. Если второй стадии недостаточно, опираясь на ситуацию, сотрудник может применять третью стадию.
Примечание: применение физической силы считается стадией, при которой государственный служащий использует физическое воздействие в сторону лица. К этой стадии относятся заламывание рук, удержание гражданина на месте с применением силы. Также сюда же может относиться применение дубинок и слезоточивых аэрозолей. Если третьей стадии недостаточно, опираясь на ситуацию, сотрудник может применять четвертую стадию.
Примечание: применение специальных средств считается стадией, при которой государственный служащий использует спец. средства в сторону лица. К этой стадии относится применение наручников, электрошоковых устройств, резиновых пуль. В некоторых ситуациях к этой стадии может относиться применение дубинок и слезоточивых аэрозолей. Запрещено использовать спец. средство, как меру предупреждения (предупредительные выстрелы/удары запрещены). Государственный служащий может применить специальные средства в отношении лица, способные нанести ущерб его здоровью, лишь в том случае, когда применение иных специальных средств невозможно. Если четвёртой стадии недостаточно, опираясь на ситуацию, сотрудник может применять пятую стадию.
Примечание: применение огнестрельного оружия считается стадией, при которой государственный служащий использует оружие в сторону лица. Под этой стадией воздействия применяется огнестрельное оружие, автомобиль или любое подручное оружие, обладающее необходимыми свойствами. На этой стадии очень вероятно причинение смерти или нанесение тяжкого вреда здоровью лица. Если сотрудник применяет огнестрельное оружие, он обязан использовать его строго по назначению, предупредительные выстрелы запрещены. Запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Не запрещено использовать оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника, а также для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций препятствующих проникновению в жилые и иные помещения.
Ч 3. Правило 21 фута (6 метров):
Сотрудник правоохранительных или силовых органов вправе использовать правило 6-ти метров для своей личной безопасности.
Данное правило гласит о том, что сотрудник правоохранительных органов должен находится ровно в шести метрах от потенциально опасного преступника. Сделано это для того, чтобы сотрудник в любом раскладе успел достать оружие и открыть огонь на поражение в преступника, если тот, попытается напасть на него. Если сотрудник стоит в 6 метрах от потенциально опасного человека, и тот, игнорируя приказ не подходить, начинает идти к сотруднику или бежать, то сотрудник вправе открыть огонь на поражение.
1 Метр - Офицер не успеет даже среагировать на нож в руке нападающего.
2 Метра - Офицер успеет среагировать, но не успеет протянуть руку к кобуре.
3 Метра - Офицер успеет схватиться за кобуру, но не более.
4 Метра - Офицер успеет лишь расстегнуть кобуру и приподнять пистолет.
5 Метров - Офицер успеет достать пистолет и начать целиться, но не более.
6 Метров - Офицер успеет начать стрелять и поразит цель.
Примечание: Сотрудник проводящий процессуальные действия имеет право потребовать всех, кто не является субъектом задержания, держать дистанцию 6 метров.
Глава XIII. Федеральный розыск и боло-розыск
Статья 38. Федеральный розыск.
ч. 1. Федеральный розыск - комплекс мер, направленный на установление местонахождения определенного человека, скрывающегося от правоохранительных органов, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан на территории Штата Сан-Андреас.
ч. 2. Объявлять лицо в федеральный розыск разрешено за нарушение Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас.
ч. 3. Лица объявляются в федеральный розыск на основании выданного ордера или решения суда.
ч. 4. Объявлять в федеральный розыск за нарушение УК СА имеют права следующие лица:
а) Генеральный прокурор, Заместитель Генерального прокурора
б) Судьи.
ч. 5. Объявлять лицо, пропавшее без вести, в федеральный розыск имеют право все лица, перечисленные в ч.4 настоящей статьи.
Примечание: при необходимости объявить кого-либо в Федеральный розыск государственный служащий направляет соответствующее ходатайство на имя Генерального прокурора или его заместителя.
ч. 6. Сотрудник государственных силовых органов при проведения ареста граждан, находящихся в федеральном розыске, обязаны после проведения процессуальных действий незамедлительно, в срок до 3 часов, оставить отчет об аресте лица, находившегося в фед. розыске в специализированном канале связи сотрудников государственных органов.
Статья 39. Боло-розыск
ч. 1. Боло-розыск - комплекс мер, направленный на установление местонахождения определенного человека, скрывающегося от правоохранительных органов, следствия, суда на территории штата Сан-Андреас.
ч. 2. Выделяются 5 уровней (звезд) боло-розыска. Уровень боло-розыска устаналивается в зависимости от тяжести совершенного правонарушения или по подозрению в совершении такового, пропорционально возможной мере наказания в виде лишения свободы в соотношени 1 год к 1 звезде.
ч. 3. Для эффективности поиска лиц находящихся в федеральном розыске разрешается объявлять таковых в боло-розыск. При объявлении лица в боло-розыск находящегося в федеральном розыске,разрешается сразу устанавливать 5 уровень общественной опасности
ч. 4. Объявлять в боло-розыск за нарушение действующего законодательства могут сотрудники Полицейского Департамента г.Лос-Сантоса, Департамента Шерифа о.Блейн, Федерального Расследовательского Бюро, Секретной Службы США, Офиса Генерального Прокурора, а также Судьи всех категорий.
ч. 5. Государственным служащим уполномоченным объявлять в федеральный розыск разрешается вносить таковых в боло-розыск.
ч. 6. В случае внесения в боло-розыск лиц по ордеру/решению суда разрешается установить сразу последний уровень общественной опасности
ч. 7. Лицо может быть вынесено из боло-розыска сотрудниками Офиса Генерального Прокурора путем предоставления видеофиксации своей невиновности, сотрудниками LSPD/LSCSD/FIB/USSS в случае когда в результате проведения расследования сотрудниками государственных органов была установлена невиновность лица, а также государственным адвокатом в случае когда в результате защиты была установлена его невиновность и процессуальные действия были прекращены.
Глава XIV. Юридическая реабилитация
Статья 40. Юридическая реабилитация
ч. 1. Граждане имеют право на юридическую реабилитацию, обратившись в судебные или другие уполномоченные инстанции.
ч. 2. Губернатор устанавливает перечень лиц, уполномоченных на проведение юридических реабилитаций.
ч. 3. Стоимость юридической реабилитации составляет: 120.000$ ( сто тысяч долларов ).
ч. 4. 20.000$ от суммы юридической реабилитации направляется на финансирование работы судейского корпуса, через казну штата. Председатель Верховного Суда вправе снять 20.000$ с казны штата за каждое снятие судимости.
ч. 5. 100.000$ от суммы судебной пошлины за юридическую реабилитацию направляется в казну штата Сан-Андреас.
Глава XV. Ходатайства и жалобы
Статья 41. Лица, имеющие право заявить ходатайство
ч. 1. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, представитель администрации организации и иное лицо, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, либо представляемых им лица или организации.
ч. 2. Ходатайство заявляется в орган-(ы), осуществляющий следствие, либо в суд.
ч. 3. Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.
Статья 42. Заявление ходатайства
ч. 1. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по делу.
ч. 2. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство
Статья 43. Сроки рассмотрения и разрешение ходатайства
ч. 1. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.
ч. 2. Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении уполномоченный сотрудник органа, осуществляющего следствие, судья выносят постановление. Решение по ходатайству может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию суда или вышестоящему уполномоченному сотруднику органа, осуществляющего следствие или в Офисе Генерального Прокурора
Статья 44. Право обжалования
ч. 1. Действия (бездействие) и решения следователя, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Статья 45. Порядок рассмотрения обращения прокурором или следователем
ч. 1. В случае, если обжалуется действие (бездействие) и/или решения служащих, осуществляющих следствие, служащего офиса генерального прокурора, то участник судопроизводства вправе подать обращение вышестоящему сотруднику органа следствия и(или) Офиса Генерального Прокурора (во время досудебного или судебного производства) или в суд (во время судебного производства).
ч. 2. В случае подачи обращения в Офис Генерального Прокурора и(или) иной орган следствия в соответствии с ч.1 ст.45 текущего Кодекса, сотрудник Офиса Генерального Прокурора и(или) следователь, назначенный на рассмотрение обращения, обязан рассмотреть обращение в течение 1 дня с момента начала рассмотрения такового. В исключительных случаях, когда для проверки обращения необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение обращения в срок до 3 суток. По результатам рассмотрения обращения, служащий Офиса Генерального Прокурора и(или) следователь выносит постановление о полном или частичном удовлетворении требований обращения либо об отказе в его удовлетворении.
ч. 3. Если жалоба подана в суд во время судебного производства, то суд в течении 3 суток рассматривает жалобу и выносит мотивированное постановление или определение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
Глава XVI. Следствие
Статья 46. Следствие
ч. 1. Следствие - это комплекс мер по выяснению обстоятельств, связанных с правонарушением, для установления обстановки и характера правонарушения, а также лиц, виновных в совершении правонарушения.
Статья 47. Начало производства следствия
ч. 1. Если иное не оговорено, то следственные действия производятся только с момента возбуждения дела.
ч. 2. До возбуждения дела возможно проведение любого следственного действия, промедление с производством которого может привести к утрате доказательств, затруднить их обнаружение и закрепление, дать возможность лицу, совершившему правонарушение, скрыться или осложнить возмещение причиненного материального ущерба.
ч. 3. Сотрудник правоохранительных органов или иное уполномоченное лицо, установив, что дело ему не подследственно, производит следственные действия, описанные в ч. 2 настоящей статьи, после чего передает дело лицу, подследственному вести производство по делу в порядке ч. 1 ст. 49 настоящей главы.
Статья 48. Принципы ведения расследования
ч. 1. Настоящим Кодексом предусмотрено два принципа ведения расследования, которые должны соблюдаться правоприменителем:
а) Адекватность — сотрудник обязан действовать профессионально, не превышая свои должностные полномочия, и максимально точно разобраться в деле прежде чем делать умозаключения;
б) Безотлагательность — сотрудник обязан отреагировать на правонарушение и начать действовать без необоснованных промедлений.
Статья 49. Передача дела
ч. 1. В случае если сотрудник по объективным причинам не может или не уполномочен продолжать расследование, он обязан передать его уполномоченному сотруднику с подробным изложением всех известных ему обстоятельств дела. А также передать подозреваемого если он был задержан.
Статья 50. Письменная отчетность
ч. 1. Дело должно вестись с письменной отчетностью в случаях предусмотренными внутренним регламентом, или в случае необходимости передачи дела в суд.
ч. 2. Процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным способами. В случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных типографским, электронным, они могут быть написаны от руки.
Статья 51. Следственные действия
ч. 1. Перечень следственных действий:
а) Допрос;
б) Осмотр;
в) Обыск;
г) Выемка;
д) Очная ставка;
е) Опознание;
ё) Освидетельствование;
ж) Проверка показаний;
з) Производство судебной экспертизы;
и) Контроль и запись переговоров;
й) Следственный эксперимент;
к) Возбуждение дела (принятие заявления или фиксация нарушения);
л) Оперативно-розыскные мероприятия;
м) Задержание.
Статья 52. Осмотр
ч. 1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов правонарушения, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела.
ч. 2. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения дела.
Статья 53. Следственный эксперимент
ч. 1. В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, прокурор вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.
Статья 54. Обыск
[/FONT][/JUSTIFY]
ч. 1. Основания и порядок производства обыска, предусмотрены главой VI настоящего Кодекса.
Статья 55. Выемка
ч. 1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
ч. 2. Выемка производится на основании постановления прокурора, следователя или решения суда.
Статья 56. Контроль и запись переговоров
ч. 1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры (в том числе сообщения) подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам.
ч. 2. Контроль и запись переговоров допускается только на основании судебного решения.
Статья 57. Допрос
ч. 1. Свидетель, потерпевший, обвиняемый, подозреваемый вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин или может быть подвергнут процедуре допроса в ходе задержания.
ч. 2. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью электронных средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается руководителю по месту его работы или по поручению следователя или прокурора иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.
ч. 3. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя или прокурора о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения.
ч. 4. Следователь и/или прокурор, привлекая к участию в допросе истца, заявителя, свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, представителя таких лиц, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной законодательством.
ч. 5. Должностное лицо, осуществляющее допрос, обязано уведомить допрашиваемое лицо о месте и времени проведения допроса, но не позднее 12-ти часов до его проведения.
Примечание: Допрос может быть произведен с отступлением обязательных временных рамок от настоящей части при обоюдном согласии сторон (должностного лица, осуществляющего допрос, допрашиваемого лица).
ч. 6. Если допрашиваемое лицо явилось на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными . По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов клиента.
ч. 7. Следователь или прокурор, в ходе допроса обязаны обеспечить проведение аудио- и (или) видеозаписи, материалы которых хранятся при уголовном деле.
ч. 8. Допрос не может длится более 1 часа. Допрос проводимый по повестке, также не может проводиться в ночное время.
Статья 58. Очная ставка
[/FONT][/JUSTIFY]
ч. 1. Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то прокурор или следователь вправе провести очную ставку.
ч. 2. Прокурор или следователь выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний прокурор или следователь может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения прокурора или следователя задавать вопросы друг другу.
ч. 3. В ходе очной ставки следователь или прокурор вправе предъявить вещественные доказательства и документы.
ч. 4. Во время производства очной ставки должен проводится аудио и (или) видео протокол.
Статья 59. Предъявление для опознания
ч. 1. Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому.
ч. 2. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать.
ч. 3. Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам.
ч. 4. Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись.
ч. 5. При невозможности предъявления лица опознание может быть проведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий должно быть не менее трех.
ч. 6. Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. При невозможности предъявления предмета его опознание проводится в порядке, установленном ч. 5 настоящей статьи.
ч. 7. Если опознающий указал на одно из предъявленных ему лиц или один из предметов, то опознающему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет. Наводящие вопросы недопустимы.
ч. 8. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.
ч. 9. Опознание лица также производится следователем на основе имеющихся фотоматериалов в совокупности с документами гражданина.